МЕНЮ
О породе: Ши-Тцу
ТИБЕТ
 
История ши-тцу, как и многих других собак пород азиатского происхождения, до известных пределов окутана покровом тайны. Однако совершенно ясно, что корни породы находятся как в Тибете, так и в Китае. Теперь эту породу классифицируют как китайскую, однако многие собаководы считают ее скорее тибетской, чем китайской. Несомненно, на протяжении многих веков между китайскими и тибетскими породами собак было много путаницы и смешения.
Хотя в истории бывали времена, когда китайцы и тибетцы довольно сердечно сотрудничали друг с другом, начиная с седьмого века между ними постоянно шла борьба в том или ином виде, и безопасный проезд из одной страны в другую не всегда был гарантирован. В качестве дипломатического акта представители тибетской знати брали себе китайских невест, причем нередко королевского звания, также представители этих двух великих культур обменивались между собой и подарками. В обеих культурах в изобилии присутствует мифология, и важно иметь в виду, что исторические записи в Тибете не велись примерно до 639 г. Утверждают, что порода тибетский терьер (представители которой, очевидно, являются близкими родственниками ши-тцу и которая всегда ассоциировалась с Тибетом, а не с Китаем) существовала уже в 800 г. до н.э. Однако нет никаких реальных письменных доказательств этого, так что подобные заявления трудно обосновать.
 
Известно, что Будда Манджусри, основоположник учения, путешествует, как простой жрец, с маленькой собачкой ха-па. .Эта собачка обладает способностью мгновенно превращаться и льва и позволяет Будде ехать верхом у себя на спине. Императоры Манчжурские, которых называли "солнцем" и "сыновьями небес", относились к этой маленькой "собаке-льву" или "льву-собаке" Будды с большим почтением. Именно со снежным львом, который считается царем зверей, самым теснейшим образом связаны такие породы собак, как Ши-тцу и, разумеется, тибетский терьер.
 
Причина, по которой именно Тибет считается самым древним "родовым домом" ши-тцу, заключается в том, что в древности собак отдавали в качестве дани для безопасного проезда из Тибета в Китай. В Тибете собак никогда не продавали, а только дарили.
 
Говорили, что в этих маленьких
лохматых собачках заключены души монахов, согрешивших в своей предыдущей жизни.
Буддисты, разумеется, твердо верят в теорию реинкарнации.
 
 
 
 
КИТАЙ
 
Примерно к 500 г. до н.э. (времена Конфуция) относится запись, в которой говорится, что когда древние китайцы ездили на охоту (что, кстати, было их любимым развлечением), одни собаки следовали за колесницей своего хозяина, а других, "короткомордых", везли в повозках. Следовательно, мы можем безошибочно предположить, что эти "короткомордые" собачки были совсем маленькими. Утверждают, что у щенков с помощью палочек для еды специально ломали носовые кости, чтобы укоротить их, однако в Британском музее имеется череп древней коротконосой собаки с короткими от природы носовыми костями, которые не были сломаны.
 
К концу первого столетия нашей эры китайские императоры стали проявлять серьезный интерес к
маленьким собачкам и к собачкам "пай", что означало "коротконогие собаки", которым, очевидно, было место под столом. Эти собачки действительно должны были быть очень маленькими, особенно если принять во внимание, какими низкими были в те времена столы — ведь люди во время еды усаживались на пол. На маленьких собачек тогда расточали величайшие почести. Одну из таких собачек, принадлежавшую императору Лин Ти (168 г.), держали в императорском саду. Император, обожавший своего четвероногого товарища, пожаловал собачке титул "чау-СЬень" — высшую литературную степень того времени. Многим собакам, принадлежавшим императорам, присваивали титул "кай-сру", который был лишь немного ниже титула вице-короля. Сукам присваивали звания жен соответствующих должностных лиц. Таким собакам давали солдат, которые их охраняли, отборные ковры, на которых они спали, а кормили их лишь самым лучшим рисом и мясом.
 
Маленьких собачек импортировали в Китай из России и Персии, а также из Турции. Речь здесь идет о собаке ха-па, которая и в нашем веке все еще известна как в Китае, так и в Тибете. Одно из ее разговорных названий "ха-па" в переводе означает любимчик, или коротконогая собачка, которую держат на коленях. Другое название, под которым она была известна, это ши-тцу-коу, или собака-лев. Эти маленькие собачки были замечательно умны и, очевидно, умели носить в зубах факел и водить лошадь за уздечку. По мнению Колье, записи свидетельствуют о том, что эти собаки могли быть мальтийского происхождения и попали в Турцию с Мальты. Те самые собачки, которых называли ха-па или турецкими, в провинции Шандун были известны под названием мопсы или ло-се. Многие из них имели короткую шерсть, но были также и длинношерстные, их называли обезьяна-лев. Местные жители называли их ших-нун-коу, что означало свирепую и лохматую сторожевую собаку. Название "обезьяна-лев" пошло от следующей легенды.
 
Лев встретил в лесу маленькую обезьянку и влюбился в нее, однако несоответствие в размерах делало их союз невозможным. Поэтому лев стал молить Будду сделать его достаточно маленьким, чтобы он мог завоевать расположение обезьянки. Лев, кроме того, просил, чтобы его огромное сердце осталось нетронутым и он сохранил бы силу своей любви. Сочувствуя ему, Будда превратил его в собаку-льва, изменив только его рост, но не его могучее сердце.
 
В 1300 г. в Китае маленьких собачек описывали как "проворных собачек с золотистой шерстью, которых люди обычно разводили у себя дома".
 
Rambler's Top100